Рейтинги, подборки, хит-парады составили по всему миру и на любой вкус. Кое-что вышло весьма любопытным. Самыми лаконичными оказались выводы в Испании. Достоянию конституционной монархии Пенелопе Круз в уходящем году дали «Оскар», и это событие затмило все остальные в глазах газеты El Pais. Для полного счастья самодостаточным жителям Пиреней не хватало разве что возвращения дивы в родные пенаты Альмодовара. Но и это случилось в «Разомкнутых объятиях». Так что обозреватели издания не стали размениваться и просто включили сеньориту Круз в совместный с Canal+ проект «Итоги-2009», где-то по соседству с инаугурацией Обамы.
Но пальма первенства по части подведения итогов достается британской The Times Online, которая составляла списки — нумерованные и обычные, лучших и худших, за год и десятилетие, самостоятельно и совместно с коллегами. Запутаться в них легче, чем осилить до конца, ведь в каждый немилосердно включено по сотне картин. Рейтинг лучших картин десятилетия выглядит как сборник номинации «Фильм на иностранном языке». Здесь и бразильский «Город Бога» с итальянской «Гаморрой», и французский «Класс» с израильским «Вальсом с Баширом». На первой позиции также иноземец Михаэль Ханеке со своим фильмом «Скрытое» (2005).
Недружелюбна по отношению к англоязычной кинопромышленности и версия The Sunday Times. Лидерами здесь стали Вонг Кар Вай и его «Любовное настроение». Отрадно, что в числе первых 20 нашлось место и для «Возвращения» Андрея Звягинцева. «Этот дебют показывает мастерство, достойное Хичкока. Замечательная игра, которой Звягинцев добивается от своих актеров, его лучистая, безмятежная манера является корочкой, покрывающей этот пирог исследования взаимоотношения отца и сыновей», — пишет газета.
Самым занимательным вышел совместный список The Times Online и The Sunday Times 100 худших фильмов года. Под раздачу попали все: кассовые и фестивальные хиты, блокбастеры и авторское кино. Максимальные порции рейтинговых тумаков достались романтическим комедиям и крупнобюджетным боевикам. «Война невест», «Призраки бывших подружек», «Предложение», «Голая правда» и многие другие собратья по жанру были обозваны «безжизненными». Недостатки нашлись у «Терминатора-4», «Джонни Д.», «Росомахи» и «Ангелов и демонов». Не унесли ноги и фавориты фестивалей и премий — «Бесславные ублюдки», «Чтец», «Штурмуя Вудсток». Не миновали список и видные покорители бокс-офиса — «2012», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Трансформеры: месть падших» и далее по списку доходной ведомости Голливуда. Досталось и «своим». Вдруг немилы стали получившие хорошую прессу «Рок-волна» и «Яркая звезда» Джейн Кемпион.
По ту сторону Атлантики итоги подвели методом кнута и пряника. У пользователей американского сайта moviefone.com «Трансформеры: месть падших» оказался и худшим фильмом, и одновременно лучшей картиной в жанре экшн. Воздали по заслугам и звезде картины Мэган Фокс, признанной самой сексуальной актрисой, сыгравшей худшую женскую роль.
Рейтингами же перебрасывают мостик в год следующий. Та же The Times еще с октября с помощью читателей выводила список самых ожидаемых и громких картин будущего года. Пробежав список худших, легко представить себе отчаяние сотрудников редакции уважаемого издания: на первом месте оказался «Железный человек 2». Зрительское реноме блокбастеров поддержали также «Принц Персии» и «Битва титанов». В первой десятке — «Затмение», бертоновская «Алиса», супергеройская «Команда А», третья «История игрушек», седьмой «Поттер» и «Робин Гуд» Ридли Скотта.
|